Специальный проект «Вызов»: об организации социального обслуживания детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Бывают разные жизненные ситуации, по которым семья может оказаться в социально опасном положении, но больше всего такой семье сложно, если в ней есть ребенок-инвалид. Поэтому одной из задач, стоящей перед специалистами отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Комплексного центра Бийска, является оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям.
Основными критериями при определении семей этой категории являются отсутствие условий для воспитания детей, отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей, неблагоприятный психологический климат, поскольку в жизни всегда существует целый ряд социальных проблем. Такие семьи требуют большого внимания. А работу с этой категорией необходимо начинать как можно раньше, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. К каждой семье необходим индивидуальный подход.
Специалисты отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями строят работу, исходя, прежде всего, из интересов ребенка. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Поэтому главной целью работы специалистов является мотивация потребности семьи измениться к лучшему.
Традиционно помощь оказывается в рамках индивидуальной консультации родителями индивидуального коррекционного занятия ребенку.
Работа со специалистами по комплексной реабилитации на интерактивном столе способствует развитию у детей социальных и моторных навыков. Современные детки быстро и с наибольшим интересом осваивают различные технические гаджеты и устройства.
Интерактивный сенсорный стол, который способен надолго привлечь и удержать внимание «гиперактивных» или «трудных» детей, в нашем учреждении используется для индивидуальной работы с детьми.
Работа с интерактивным логопедическим зеркалом помогает ребенку в увлекательной игровой форме осваивать навыки правильного речевого дыхания, содействует улучшению навыков звукопроизношения.
Психологические занятия с использованием интерактивной песочницы позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, стабилизируют его. Дети создают на песке свой мир, передавая собственные эмоции и настроение. Кроме того, свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека.
Таким образом, помощь специалистов становится более комфортной для детей и происходит на понятном для них языке современных технологий.
Наиболее востребованными для семей в социально опасном положении являются социально-бытовые услуги. Дети посещают «тренировочную» квартиру и обучаются простейшим бытовым навыкам, необходимым для дальнейшей самостоятельной жизни.
Еремина Валерия и ее бабушка Надежда Кузьминична выражают благодарность специалистам по комплексной реабилитации Виневцевой В.С. и Суртаевой М.Г.: «Уважаемые педагоги, Виктория Сергеевна и Мария Геннадьевна! Мы хотим поздравить Вас с праздником – Днем социального работника! Процветания, творческих успехов здоровья и благополучия. Мы благодарим вас за полезные занятия, общения за приглашение на участие в конкурсе, за развивающие занятия с Марией Геннадьевной, за то, что учили готовить, резать, тереть, выпекать пользоваться приборами. Спасибо вам, Виктория Сергеевна и Мария Геннадьевна, за вашу доброту и внимание!»